Навеяло на старости...
Пар горячий развяжет язык. В. Высоцкий
Владимир ЛИСИЦЫН, член президиума районного Совета ветеранов
Люблю ходить по городу пешочком, не спеша, предаваясь воспоминаниям. На людей поглядишь, новоделы оценишь. Солнышко припекает, девчонки то ли разодеты, то ли раздеты – приятно посмотреть!
Настроение – лучше некуда. По Пушкинской подхожу к Гагаринской и остолбенел: неужели хоронят кого-то суперавторитетного – колонна машин растянулась от железнодорожного переезда до железнодорожной же бани. Ускорил шаг, думаю, хоть одним глазком глянуть: кто во главе колонны лежит? Зря, старый дуралей, торопился. Оказывается, такой ритуальной очередью шоферня ежечасно «хоронит» надежду на мост через линию железной дороги.
Неудивительно, вместо скорбного молчания слышу матюги водителей, пешеходов, короче участников то ли движения, то ли стояния, изнывающих от жары, от выхлопов машин и просто от скуки. Магазинная плотная очередь располагает к «непринужденной» беседе, а как без надрыва и мата разговаривать с водилой соседней машины, тут не только бога и маму вспомнишь, но и всех выбранных, избранных и переизбранных. Взгрустнул, что не подтвердилось мое предположение о похоронах, и потопал обратно.
Елки-палки, меня же ждут домочадцы около бани. Решили вот посетить единственную, неповторимую достопримечательность Вельска. Баня по статусу сравнялась с курной избой, оба – памятники истории. Короче, пересчитал детей, внуков и пошел покупать билеты. Хорошо хоть тут очередь невелика. Не то что в старые времена, когда в городе было четыре бани. Наверное, применяют новые технологии помывки. Оказалось, все гораздо прозаичней, баня не всем по карману.
Насчитал я своей родни 10 человек. Это довольно много рублей. «Ужас», – подумал я. Ведь домочадцев надо еще три раза в этом месяце побаловать банькой. В общем, пенсии не остается деду на пивко. Чистые тела и души важней даже безалкогольного напитка. Пока грел косточки, посетили некоторые крамольные мысли.
Раньше на свою советскую пенсию я мог помыть всю свою многочисленную семейку 60 раз, ныне – всего 4. Что хошь думай. То ли пенсия стала слишком мала, то ли мытье дороговато.
А что, если чиновникам, пока хоть на время летнего беспросветного ремонта теплосетей, запретить под страхом повешения или замочки в сортире (предложение или обещание Путина казнокрадам и бандитам) пользоваться личной баней и водонагревателем? Вроде глупость, но как иначе чиновники узнают и цены, и очереди, и настоящее мнение об их деятельности?
Правда, если Путин будет так пугать, не будет желания трудиться на благо народа, что тут будет?! Не надо будет проводить выборов, соответственно громадных затрат нет нужды тратить. Не надо высасывать из пальца предвыборные программы и бессовестно врать в пламенных речах.
Чиновники перестанут мыслить какими-то одними им известными категориями и руководствоваться какими-то государственными интересами, превратятся в простой люд, познают, наконец-то, жизнь изнутри. Дома решил воплотить мысли в материальные. На арифмометре посчитал, что на выборные денежки можно было бы построить несколько бань.
Мою горячность остудила старая. – Ты еще посчитай, сколько денег надо на детсады, школы, больницы? – А что, дельное предложение, надо только сэкономленную зарплату и содержание чиновников переправить на самое необходимое. Старуха опять встряла: «Так кто же добровольно отдаст?!»
– Ты посуди, старая, – отвечаю, – ведь если чиновников не будет, не надо будет клянчить, собрали народный сход и решили, что важней: 23 главы, 30 замов, 400 прочих слуг народа или бани, детсады, дороги и даже эстакада через линию железной дороги. Нет, явно перепарил мозги. Утро вечера мудренее.
Завтра опять пойду любоваться городом, который живет своей жизнью почти тысячу лет, несмотря на усилия и бессилие властей всех мастей.
Хождение по мукам
За 34 года своей журналистской деятельности я никогда не писал о себе – все о людях и их проблемах. И все же сейчас пришлось.
Как говорит русская пословица: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Взяться за перо меня заставила непрофессиональная работа некоторых социальных работников районного масштаба. Самый счастливый день у пенсионеров – это день получения пенсии. У нас с женой это было 10-е число каждого месяца. Однако в июне это было не так.
Черным для меня и моей семьи стал день 9 июня: утром умерла моя жена. 10-го, собрав все силы, пошел на почту получить пенсию – на похороны нужны деньги и немалые. Тех, что выдало государство на это печальное мероприятие, было явно недостаточно. Пенсию мою мне выдали безоговорочно, а далее начались заморочки.
– А где компенсация за льготы? – спрашиваю. – На вашу жену льготы начислены, и пенсия поступила, а на вас льготы не начислены, – ответила почтовый работник.
– Ну тогда выдайте все на жену… – Она у вас вчера померла, поэтому согласно закону ее деньги вы сможете получить через месяц, – ответила представительница почты и посоветовала обратиться в органы соцзащиты.
Похоронив жену и немного оклемавшись, я пошел в ГУ ОСЗН «Социальная защита населения по Вельскому району» в 12-й кабинет, в котором получал справку на льготы.
Очередь была небольшая, но прием посетителей шел медленно. После примерно часового ожидания я переступил заветный порог кабинета. Выслушав меня, работница сказала: – Это не к нам. Вам в 15-й кабинет. Очередь сюда была солидная.
Свободных мест для сидения нет. Видя, что я еле стою на ногах, одна из пожилых женщин уступила мне свое место.
Потянулись долгие часы ожидания. Духота. Жара. Сердце работает на пределе. Хорошо, что с собой был нитроглицерин.
Наконец настала моя очередь. Девушки приняли меня вежливо, внимательно выслушали и оформили две справки (на меня и на жену), в которых дана распечатка всех видов льгот и их стоимость.
– Теперь по этой справке, – сказала одна из них, – Вы можете на почте прямо сейчас получить причитающиеся Вам деньги. А на жену – не ранее чем через месяц. Пошел на почту, отдал работнице свою справку и только через час смог получить свои деньги. – Пенсию жены Вы сможете получить через месяц. Мы Вам позвоним, – обнадежили меня.
Действительно, не прошло и месяца, как меня пригласили получить эту пенсию, а вот с выплатами за льготы опять получилась накладка. При встрече с исполняющей обязанности руководителя ГУ ОСЗН «Социальная защита населения Вельского района» Е.Б. Давыдовой я спросил ее: – Как же так, Елена Борисовна, ваш руководитель О. В. Лопатина на заседании президиума районного Совета ветеранов и на собраниях ветеранов заверяла всех, что монетизация льгот пройдет безболезненно, что ветераны даже не заметят перехода на эту систему. А на деле получилось ой как болезненно, особенно для меня, да еще в такой тяжелый для моей семьи момент.
– Нам нужно было за короткий срок привести в единое целое базу для всех организаций, предоставляющих льготы по жилищно-коммунальным услугам и привязать ее (базу) к нашей программе адресно-социальной помощи. При этом без ошибок не обошлось.
|