Водоканал - на продажу
Вскоре закончится процедура банкротства Вельского водоканала, и он перестанет быть муниципальным
Сергей Малов
По моему мнению, подтверждаемому несколькими компетентными специалистами, Вельское муниципальное предприятие «Водоканал» оказалось в роли должника-банкрота по причинам, не зависящим ни от его руководства, ни от результатов хозяйственной деятельности.
Во многом Водоканал стал банкротом из-за безответственности, если не сказать больше, местных власть имущих.
Банкрот поневоле
По большому счету, исполнительная и представительная власти района смотрели на ухудшение финансового состояния предприятия, от деятельности которого зависит жизнеобеспечение вельчан и жителей ближайших к городу муниципалитетов, сквозь пальцы.
Долги Водоканала росли не сами по себе, поначалу они составляли смешную для района сумму, но, не получая своевременной поддержки со стороны властей, предприятие однажды было объявлено банкротом со всеми вытекающими из этого последствиями.
Долги Водоканала росли как снежный ком. Происходило это таким образом. Предприятие круглогодично снабжало водой (плюс водоотведение) жилые дома, производственные объекты, школы, больницы и прочее.
Ежемесячно потребителям услуг выставлялись счета за оказанные услуги, но часто крупные потребители (коммунальные предприятия и частично бюджетные учреждения) по ряду причин не могли оплатить услуги, в результате чего должников у Водоканала становилось больше, а денежные суммы долгов увеличивались.
Тем временем, Водоканалу, следуя букве закона, своевременно начислялся налог на добавленную стоимость, платить который государству не представлялось возможным, ведь приличная часть тех денег, на которые начислялись налоги, в кассу предприятия не поступала.
Получался абсурдный замкнутый круг: Водоканал оказал услугу, выставил счета, на них насчитали налог, потом деньги предприятию не поступили, но оно все равно осталось должно государству.
По существующим судебным решениям Водоканал должен различным структурам и бюджету чуть более 10 миллионов рублей, а вот ему причитается намного больше, но платить ни- кто не спешит. Тем временем в стране реализовывался закон о местном самоуправлении, следуя которому от района поселениям передавались необходимые полномочия. Вопрос о полномочиях по водоснабжению и отведению завис в воздухе.
Судите сами: все имущество Вельского водоканала по-прежнему оставалось в районе, но тем не менее городские власти приняли на себя эти полномочия, не получив вместе с ними даже ржавой гайки.
Управлял предприятием-банкротом конкурсный управляющий. Соседним поселениям, Муравьвке и Аргуновке, на территории которых находится часть имущества Водоканала (сети, скважины, КНС), полномочия передавать не стали, и мотивов для этого нашли множество.
С тех пор городские власти стали нести ответственность за снабжение горожан водой, заправлял всем конкурсный управляющий, а имущество де факто числилось в районе.
Покупателей нет
Время бежит быстро, процедура банкротства Водоканала прошла своим чередом, и в середине мая этого года конкурсный управляющий Н.А. Патров выставил на распродажу все имущество вельского банкрота приблизительной стоимостью около ста миллионов рублей.
Правда, Водоканал продавался не полностью, а по частям: техника – отдельно, многочисленные объекты шли одним лотом. Имущество вельского коммунального предприятия никому не приглянулось или столь значительной суммы у желающих не нашлось, но конкурс тогда не состоялся. В июне, а затем в июле имущество Водоканала было снова выставлено на распродажу. Окончательные торги состоятся в Архангельске 17 августа.
Зачем Смелову Водоканал?
Чуть ранее в начале мая 2010 года в Вельске в среде частного капитала на одного игрока стало больше. Тихо и незаметно, без излишней помпы, 7 мая было зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью ООО «Водоканал». Адрес нового юридического лица был заявлен в регистрационных документах в тихом местечке г. Вельска в одноэтажном непрезентабельном домике по адресу: улица 1 Мая, дом 71.
Домик этот ныне пустует, к нему вплотную подобралась некошеная трава. В здании никого нет, двери все время закрыты, электрические провода от домика отрезаны за ненадобностью. Учредителями получастного Водоканала стали: районный комитет по имуществу, муниципальное образование «Вельское» и два частных физических лица, фамилии которых вряд ли о многом скажут вельчанам, а тем более о чем-то криминальном.
Впрочем, злые языки тут же связали частных учредителей с действующим главой района Алексеем Смеловым, голословно утверждая, что будто бы через одного из них бывший геолог вложился в начальный капитал предприятия, чтобы в последующем иметь неплохие дивиденды. Как понимает наш просвещенный читатель, пока мы не имеем реальной возможности подтвердить или опровергнуть эти слухи, поэтому оставим их на совести распространителей.
Всему свое время…
Властей Аргуновского и Муравьевского поселений почему-то в учредители Водоканала не пригласили, и они могут обидеться, а когда минует процедура банкротства, потребовать часть имущества себе.
Но речь однако не о том. Главное, что большинство депутатов районного Собрания о том, что КУМИ является учредителем общества с ограниченной ответственностью, до последнего времени ничего не знали – их никто не спрашивал и не уведомлял. Можно точно утверждать, что председатель комитета по имуществу Сергей Церковников стал учредителем не просто так от нечего делать, а следуя приказанию со стороны вышестоящего чиновника, коим в нашем районе является Алексей Смелов.
Зачем учреждается общество с ограниченной ответственностью? Разумеется, только лишь для извлечения прибыли. Если учитывать, что новоявленный Водоканал создан для того, чтобы принять имущество своего предшественника и участвовать в освоении немалых инвестиций, запланированных по областной программе капитальных ремонтов, то эти начинания, первоначально кажущиеся благими, потом таковыми не оказываются – полученные прибыли не попадут в районный бюджет.
Кстати Внимательно перечитав принятое депутатами районного Собрания Положение «О комитете по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями Вельского района», в котором детально расписаны задачи, основные функции, права и обязанности комитета, не заметил, что где-то прописаны права данного подразделения районной администрации без согласия районных избранников создавать какие-либо фирмы, а тем более с наличием частного капитала.
|