Умыли руки
Ведомства оставили миллионы сограждан без присмотра. Сайт МЧС не озадачился вывесить карту пожаров с ежедневными прогнозами по их распространению. РЖД не стали обременять себя громкими объявлениями на вокзалах о пожароопасных зонах…
Наталья Чернова
О том, что это соображение станет для меня актуальнее, чем для участников популярного реалити-шоу, я поняла минувшим вторником в электричке Москва - Тверь, стартовавшей с Ленинградского вокзала в 17 часов 53 минуты. На вокзальном табло термометр показывал 41 по Цельсию, в вагоне, судя по всему, приближалось к 50.
В экстремальной ситуации в одном вагоне со мной двигались к конечному пункту еще человек шестьдесят. Потенциальных потребителей услуг бригады «скорой помощи» в предлагаемых обстоятельствах при усредненном подсчете выходило на весь состав человек пятьсот. Один рейс в один конец.
Почти уверена - никто из моих попутчиков, отправляясь в дорогу, толком не знал, что делать, если плохо станет самому или соседу. Во-первых, потому что средних лет население в России в принципе не склонно обременять себя элементарными знаниями в области первой помощи, во-вторых, потому что даже бутылки с водой в руках не было ни у кого. Было пиво, спрайт и шаурма.
Толпа неграмотных людей в ближайшие часы пути увеличивала собственные шансы инсультов, инфарктов, тепловых ударов и обезвоживания в десятки раз. Были ли у всех нас шансы эти риски минимизировать? Не вопрос. Точнее, вопрос к уполномоченным министерствам.
В любой цивилизованной стране, живущей в зоне природных сюрпризов, алгоритм жизни отработан досконально. В Израиле детей приучают регулярно пить воду под детскую считалку, а военные по дисциплинарному регламенту и вовсе обязаны это делать в четырехлитровом объеме. Из-за обезвоживания и тепловых ударов в израильские больницы попадают в основном туристы.
У нас жарким летом 2010 года в рационе детских садов употребление жидкости ограничивается компотом на завтрак-обед-ужин. Почему так? А потому что не было особого распоряжения или приказа.
Ведомства опять оставили миллионы сограждан без присмотра. Сайт МЧС, публикуя сводки по пожарам в России, тем не менее не озадачился вывесить карту пожаров с ежедневными прогнозами по их распространению. А РЖД, в свою очередь, не стали обременять себя громкими объявлениями на вокзалах о пожароопасных зонах. Сколько людей мотанулись на свои дачи на свой страх и риск, сколько пенсионеров с сумками на колесах угорали в электричках, а приехав, разворачивались обратно, потому что дышать нечем от гари?
Кроме реального увеличения смертности, которое напрочь отрицает главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, а академик Яблоков, напротив, настаивает, говоря о восьмикратном увеличении, - среди населения поселился страх. Об этом страхе с досадой говорил на пресс-конференции специалист из института Склифосовского: «Мол, нас вызывают для того, чтобы мы померили давление или поменяли батарейки в глюкометре. Это дестабилизирует работу «скорой». На самом деле, одинокие старики, и это давно известно, вызывают «скорую» из-за страха умереть. И в эту жару их страх абсолютно оправдан. А ведь можно было озадачить участковых врачей и хотя бы разнести по адресам памятки с простой инструкцией: при каком давлении в какой дозировке принимать таблетку, сколько пить воды, через какое время, если таблетка не помогает, звонить в «скорую»… и пр. - специалистам виднее». Хотя бы часть паникующего народа да успокоили, а заодно и спасли. Минздрав же ограничился на своем сайте рекомендациями общего свойства, не дав отдельных и подобных рекомендаций для групп риска - стариков, детей, хроников.
Безграмотность и «авось» обернулись первыми жертвами. В Москве умер от отека мозга после перегрева годовалый мальчик. Родители, вполне адекватные люди, просто взяли ребенка на пикник, где провели с друзьями на природе несколько часов, положив ребенка в тень. Тень не спасла. 20-летний парень внезапно умер после того, как погонял мяч с друзьями. Причем уже вечером. Эти люди просто не знали, что рискуют жизнью.
А еще я знаю от знакомой, какие бюджеты закладываются на социальную рекламу. В том числе и ту, которую заказывает Минздрав. В аномальное лето-2010 вполне резонно было бы потратить часть бюджета на очередной ролик на тему «Остаться в живых» и гонять его в прайм-тайм по главным каналам. Не сложилось.
Зато советы по выживанию есть в ЖЖ доктора Лизы (Елизаветы Глинки): «…Из собственного опыта работы на жаре - мы наливаем в бутылку с пульверизатором воду со льдом, обрызгиваемся сами и обрызгиваем тех, кто рядом. Пакеты со льдом, тем кто «уплывает», кладите на область крупных сосудов. Нет льда - тряпки с холодной водой. И пейте воду…».
|