Заговорили…
Идеи важского патриотизма увязли в канцелярской «текучке»
Евгений Шаманин
Помнится, не так давно было время, когда в вельской прессе шла активная дискуссия на темы восстановления истинных названий городских улиц и центральной площади, развития туризма, создания достойного и привлекательного бренда.
С позиций сегодняшнего дня впору говорить о волне важского патриотизма. Известно, что бюрократы способны утопить в «заедающей текучке» даже самую прекрасную идею.
Вот и в нашем случае дальше каких-то полуофициальных обсуждений и канцелярских псевдопатриотических проектов дело не пошло. Дискуссия при этом практически сошла на нет.
А, между тем, продолжать эту самую дискуссию необходимо, в том числе и для того, чтобы «поднять Вельск в головах». Говоря об исторической справедливости, совершенно недопустимо выступать с позиций какого-либо идеологического лагеря, несмотря на то, чем это мотивировано – болезненным пристрастием к тоталитарной идеологии, страхом признания идей своих политических кумиров преступными, а их претворителей, соответственно, преступниками, или чем-то иным.
В данном случае, стоять необходимо над баррикадами. Нет, давать юридическую и моральную оценку режимам необходимо – так человечество извлекает уроки из своего прошлого. Но в вопросах названий улиц и облика города следует воспринимать эпохи не только как временные отрезки, отведенные политическим режимам, а жизни целых поколений, наследство ни одного из которых не может быть вымарано или заменено идеологическими штампами, в рамках принципов этой самой исторической справедливости. Применительно к нашему случаю, все вроде бы ясно: истинные, живые и органичные названия центральных улиц столицы Поважья, данные им создателями, должны быть восстановлены, возвращены на свое законное место, занятое официозными обезличивающими штампами. Законные названия, данные жизнью и поколениями, – это элементарная почва, необходимая для нормального развития города. Из всего этого, заполонившего центральную часть Вельска, единообразия в число тех самых имен законных и органичных включить можно, пожалуй, только улицы Нечаевского и Фефилова. Ясно вроде бы и то, что наличие на главной площади Поважья стандартного памятника маргинальному вождю коммунистической партии совершенно абсурдно, тем паче тот факт, что эта площадь носит его имя, учитывая еще и почти полное отсутствие памятников нашим, важским героям. Никто при этом не предлагает «перекрещивать» то, что создано в годы советской власти и создателями наречено. Конечно, речь в подобных случаях не идет о «сталинских», «гитлерштрассе» и прочих. Именно из равноправно сосуществующих памятников разных эпох складывается объективная история, а не отвратительная смесь политической ангажированности, штампового фанатизма и карьеристского идолопоклонства. Тут действительно все ясно. Но не надо доводить дело до абсурда – противопоставлять советскую историю всему, что было до и будет после нее. Элементарно нелепо, когда город называется Санкт-Петербургом, а область – Ленинградской.
Просто поражает цинизм некоторых радикалов, опускающихся до передергивания фактов. Пытающихся выехать на апелляции к доверчивой общественности, вроде «это было давно и неправда», «мы той истории не помним», тем самым пропагандируя историческое беспамятство, только не в отношении времен своей молодости, переводе «стрелок» на бытовые проблемы – мол, что у нас нет плохих дорог, тротуаров?! В эпоху советских переименований, видимо, не было голода в стране, а все ее дороги являлись исключительно автобанами…
Неужели не ясно, что ни о каком развитии, и материальном, и, извините за выражение, духовном, не может быть и речи. Поясню на примере Германии – пока ее улицы носили имена вождей НСДАП и СС, господствовало навязанное ими однобокое восприятие истории.
Неужели тема исторической справедливости, являющаяся одним из краеугольных камней общественной жизни, может становиться в один ряд с помойками и грязью на улицах города?!
И стоит ли вообще всерьез воспринимать доводы, основанные на подобной политике? Просто эти самые радикалы готовы на все, лишь бы избежать исторической ответственности, признания того, что их любимый режим вовсе не апогей человеческой цивилизации, а лишь одна из преступных тоталитарных систем. Из этой оперы и показушная «забота».
Одновременно, с другой стороны, стоило показаться свету в конце тоннеля, как путинские «патриоты» и радетели официальной организованности в плане культуры, уповающие на определяющую роль властной руки и бюрократической галочки в жизни общества, тут же начали демагогию в духе: давайте потом, когда-нибудь, при случае…
И неужели прогрессивная часть общества может считать победой размещение на табличках с названиями вельских улиц их истинных имен только мелким шрифтом где-то внизу? Несомненно, тот факт, что важские патриоты уже именуют площадь Ленина площадью Свободы, значит очень много.
Но дискуссию в этом русле продолжать необходимо: активно претворять в жизнь идеи, являющие собой торжество исторической справедливости, любая власть начинает только ощущая давление общества, во всяком случае прогрессивной его части, тем более учитывая нынешние политические реалии. Но под дискуссией я понимаю обмен конструктивными мнениями по существу, конкретными аргументами, в ходе которого и «рождается истина».
|