При назначенном губернаторе Михальчуке в районах Архангельской области заговорили о суверенитете
ВЕЛЬСК – СТОЛИЦА ПОВАЖЬЯ. И ТОЛЬКО ПОВАЖЬЯ. Сегодня – пока духовная. Вчера и завтра – реальная, административная, официальная Евгений ШАМАНИН
Пока что древний Вельск временно находится в составе Архангельской области. Но историческая перспектива нашего развития, будущее следующих поколений вельчан заключается в восстановлении самостоятельного Важского региона со столицей в нашем славном городе. Ради этого, собственно, в середине 90-х и было создано общественное движение «Важский край». Но сейчас в противовес идеологии возрождения и восстановления единства Поважья Архангельск и его местные прислужники выдвинули провокационную идею «Вельск – столица южных районов Архангельской области». Ее активно поддерживает «якутская команда» Михальчука. 15 февраля состоялось некое «совещание» по этому вопросу в администрации района, а уже 12 марта в Вельск приезжает губернатор, чтобы презентовать антиважский контрпроект.
Между тем, как и следовало ожидать, с резким протестом против объявления Вельска «южной столицей» выступил Котлас, сам претендующий на это звание (несмотря на географию). Обо всех перипетиях развернувшейся политической дискуссии читайте на стр.4–5.
Наша родина – Важский край
Архангельск контратакует идею важского единства
Вельск как административный центр и этнокультурная столица Важского края – самостоятельного региона Русского Севера
15 февраля в зале районной администрации состоялось заседание оргкомитета по развитию проекта «Вельск – южная столица Архангельской области». Вся пикантность (если не сказать, скандальность) ситуации заключается в том, что ни на это заседание, ни в состав оргкомитета не были приглашены представители «Важского края» – организации, два десятилетия специализирующейся на данной теме. Впрочем, вскоре выяснилось, что это вовсе не «та тема», а как раз обратная…
«Эта идея поддержана самой Администрацией области!»
Несмотря на то, что многие из приглашенных, в том числе мэр города Вельска Виктор Шерягин и директор Вельского краеведческого музея Галина Веревкина, в зале не присутствовали (видно, они не считают эту тему важной), мероприятие все-таки состоялось. Глава Вельского района Алексей Смелов заметил, что дальнейшие заседания оргкомитета необходимо проводить полным составом. Далее он выступил с неким подобием вступительного слова: – Само название проекта пока, может быть, коряво, но и сам проект пока корявый. Много говорилось о его предыстории, но проекта в полном смысле этого слова пока нет. Вспомним, что уже разрабатывавшийся до этого проект бренда Вельского района не пошел дальше потому, что не было политической воли. Сейчас политическая воля есть, в полном смысле слова… Эта идея поддержана Администрацией области. Все зависит от нас, но когда есть поддержка, это всегда лучше. Здесь достаточно много нюансов, и подходить к ним надо осторожно. Вельск – это не Каргополь и не Лешукония, это действительно губернский город. В областном центре не понимают, что в Вельске лучше работать, а не в Архангельске, что в Вельске лучшие художники, а не в Архангельске… Это мое субъективное мнение. Мы должны быть лучше всех! Мы должны охватить широкий спектр вопросов – ЖКХ, водоснабжение, освещение дорог и т. д. Главная задача, интересующая нас, ключевая, конечная цель – это инвестиции. Мы должны создать долгосрочный проект. Я хотел бы, чтобы он получил поддержку населения, чтобы он включил в себя все направления нашей жизни. Подходить к нему надо с долей философии. Мы, рассматривая состав оргкомитета, решили, что в него должны входить и депутаты, и представители общественных организаций.
Проделана большая работа. Результатов нет
Далее выступила Нина Николаевна Рогозина, многолетний сотрудник и директор Вельского краеведческого музея: – Любую работу должны делать профессионалы. В других городах, в том числе крупных, продвижением брэнда занимались специально обученные люди. Брэнд – это прежде всего нестандартное мышление. Мы четыре года назад вынесли свою идею в этом вопросе, но нас не поддержали. Брэнд должен стать массовым течением. Различные отделы должны стремиться к единой цели, делая единое дело, только каждый – свой кусочек. Мы должны так же научить горожан любить свой город. Вообще много говорилось о «большой работе, проделанной в этом направлении Ниной Рогозиной и Натальей Рогозиной четыре года назад». Был проведен, к примеру, анализ ресурсов территории. Для реализации проекта нужно просто взять и возложить ответственность на ныне существующие отделы администрации, которые получат конкретные задачи.
«Брэнды» сыплются как из рога изобилия
Звучали громкие слова о туризме, о реальной возможности прославления Вельска на региональном, федеральном, мировом уровне. Уже предлагалось, к примеру, провести у нас «съезд генетиков всероссийского масштаба». Упоминался и еще один весьма странный и прямо противоположный Программе «Важского края» вариант «брэнда»: «Вельск – южные ворота Архангельской области». Суть его заключается в том, что «Вельский район должен отражать весь наш регион – Мезень, Пинежье и т.д.». Чтобы, въезжая в область, человек мог «видеть всю ее сразу». К примеру, установить перед въездом в наш город плакаты, представляющие каждый из районов области, изготовленные, разумеется, на своей «малой родине». В общем, смысл всех этих прожектов – противодействовать интеграции Поважья, бороться с идеологией «Важского края» в пользу Архангельской области. Говорилось также о том, что экономически целесообразно иметь в Вельске представительства других районов Архангельской области, особенно труднодоступных. Чтобы, к примеру, имеющим экономический интерес в Мезенском районе жителям других областей не приходилось ехать в это достаточно отдаленное муниципальное образование, стоящее в стороне от крупных транспортных магистралей (?!). Алексей Смелов отметил также, что уже звучали предложения перенести ряд областных министерств в Вельск.
Рогозины будут консультантами
Высказал глава свое мнение и по поводу термина «южные ворота»: – Столица для меня гораздо шире чем ворота. Ворота могут быть частью столицы… Но для реализации проекта, по его словам, «нужно создать рабочую группу из 3 или 5 человек, которые бы чаще встречались, разрабатывали саму концепцию. Оргкомитет – это, скорее, орган политический». Нина и Наталья Рогозины согласились выступить в роли консультантов, они готовы адаптировать проект четырехлетней давности, ими разработанный, к сегодняшнему дню. По составу рабочей группы было высказано несколько мнений. Было решено сформировать ее из трех человек, включив туда представителя город-ской администрации.
Павел Боровиков: «Сначала грязь с улиц уберите…»
Было поддержано мнение председателя районного Собрания депутатов Павла Боровикова о необходимости подготовки местных нормативно-правовых актов, с помощью которых можно было бы навести в городе порядок: – Пока мы будем иметь грязные улицы, ломаные тротуары – никакой бренд нас не спасет. С этим трудно спорить – поставленные в Вельске новые автобусные остановки, призванные украсить наш город и послужить пассажирам, почти все подверглись атакам хулиганов-вандалов. Думается, благоустройство имеет смысл только в том случае, если оно встречает понимание, уважение, содействие или хотя бы нейтралитет со стороны населения. Про вандалов же подобных можно сказать только одно: «Свиная натура свинства требует». Также Павлом Боровиковым было предложено начать конкретные действия с реализации программ «Чистая вода» и «Чистый воздух».
Как всегда, виноваты журналисты
Отдельно говорилось о работе со СМИ. По воспоминаниям Нины Рогозиной, тогда, четыре года назад, во время работы над проектом, «как только просачивалась какая-то информация, тут же начиналось нагнетание обстановки, отрицательно сказывающееся в такой тонкой, творческой работе. Надо подумать, как правильно подойти к решению этой проблемы».
Столица чего?
В конце совещания подвергся достаточно активному обсуждению центральный, политический вопрос: как именовать Вельск – столицей «Поважья» или «Южной столицей Архангельской области»? На этот счет в областные и районные СМИ районной администрацией были разосланы письма, призывающие учитывать при подготовке материалов второе наименование (правда, не обошлось без курьеза. В одном из областных изданий что-то напутали и назвали главой Вельского района… Ольгу Варавину). Что касается самой сути, тут возник закономерный вопрос: а что мы вообще имеем в виду под столицей? Столицей чего? Если Поважья – понятно, это веками устоявшийся исторический регион, а что значит «Южная столица Архангельской области»? Где границы юга, востока, запада, севера и центра области? Надо принять принципиальное решение, а потом уже давать информацию в СМИ.
Антиважская спецоперация
Вот тут-то все и упирается именно в принципиальные во-просы. Налицо две концепции, взаимно исключающие друг друга, враждебные по отношению друг к другу. Вернее, подлинная-то позиция лишь одна – идея восстановления многовекового единства Важского края как самостоятельной административной единицы Русского Севера. Поважье – это территория исторических границ, включающая в себя современные Вельский, Устьянский, Конош-ский, Шенкурский, Виноградовский, Верховажский и Тарногский районы практически полностью, а также отдельные части и сельсоветы Верхнетоемского, Красноборского, Няндомского, Вожегодского и Сямженского районов. Таким образом интеграция Поважья так или иначе затрагивает судьбы и интересы 8 районов Архангельской и 4 районов Вологодской областей. Вторая позиция, в частности и звучавшая на описываемом совещании (сторонников первой, то есть представителей «Важского края», на мероприятие, естественно, не пригласили), – это, скорее, не позиция даже, а враждебный ответ, реакция на первую. Она призвана отвлечь общественное мнение от лозунга интеграции, возрождения Важского края в его исконных границах и с центром (столицей) в Вельске. Мертворожденная идея «южной столицы Архангельской области» – это, скорее, полицейская спец-операция по отвлечению внимания от идеологии движения «Важский край».
Архангельск, Вологда и их местные представители объединились против «Важского края»
Понятно, что представители администрации района, стоящие на страже в Архангель-ске, отстаивали интересы губернатора против «сепаратистов». (Кстати, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев также уже развернул активную борьбу против местных сторонников общеважской интеграции, всячески преследуя членов Верховажского отделения движения «Важский край» – их обвиняют тоже в «сепаратизме», в желании отделиться от Вологодской области, стремлении «предать интересы Вологды» и присоединиться к Вельску. Наши же, вельские чиновники, со своей стороны, радостно сообщили на совещании, что «если позиционировать Вельск как «столицу Поважья», то предстоит включать в эту работу «представителей Вологодской области» (имеются в виду исконные вельские земли, волюнтаристски присоединенные в 1929–1937 годах большевиками к Вологде), а «Вологда на это не согласится». То, что именно такая реакция и предполагалась изначально, ясно как божий день: даже по сравнению с оккупированным «якутской командой» Архангельском Вологда выглядит оплотом реакционных сил и единноросского диктата, там очень силен и дух верноподданничества перед Москвой. Нашлись на совещании и такие, кто яростно отбрасывал саму идею единого Поважья со столицей в нашем городе, цинично заявляя, что «изначально разговор шел всего лишь о городе Вельске Архангельской области».
Любую идею можно заболтать и дискредитировать
Более того, кое-кто попытался увести разговор и вовсе в плоскость абсурда, заболтать тему, довести ее до карикатуры. Так, например, ни с того ни с сего прозвучала мысль, что, мол, «возможен протест со стороны… Устьян (??!!!). Мол, существует «Устьянский вопрос»: Октябрьский тоже захочет быть столицей… Подобную ерунду могут вы-сказывать только люди, не имеющие ни малейшего представления ни об истории, ни о географии, ни о политическом прошлом Важского края. «Устьянские волости» всегда были важной, богатой частью нашего региона, его житницей, но за много веков ни у одного устьяка не возникало шальной мысли «отделиться» от Вельска. Они всегда признавали и признают даже сейчас, спустя 80 лет после насильственного разделения Вельского уезда и создания так называемого «Устьянского района», наш город политическим, культурным и экономическим центром нашей общей важской Родины. Поэтому заявления об «устьянском вопросе» следует считать обычной провокацией.
Коми-вятский Котлас нам не конкурент
Говорилось на совещании и о претензиях Котласа на роль неформального лидера на юге Архангельской области. Тут, конечно, надо просто открыть карту Архангельской области и четко определиться: какие районы и города являются северными, южными, западными, восточными и центральными. Котласский уж точно никак не относится к югу области, в лучшем случае, с большой натяжкой, это юго-восток. Котлас и сейчас является центром, но только не центром «юга области», а центром восточной окраины – Верхнетоемского, Красноборского, Ленского, Котласского и Вилегодского районов. И вообще этот скороспелый городишко, основанный всего лишь несколько десятилетий назад при советской власти, еще младенец (в историческом смысле) по сравнению с древним Вельском и его величием одного из северных форпостов Новгородской республики. К тому же станция Котлас гораздо больше тяготеет к Коми Республике, Вятке – и по истории, и по культуре, и по экономической, транспортной ориентации. К тому же сами котлашане и жители окрестных поселений давно именуют свою землю Трехречьем, так как именно в этих местах сходятся три крупнейшие северные реки – Северная Двина, Сухона и Вычегда. Но все вопросы с возможной «конкуренцией» Котласа окончательно снимаются признанием Вельска столицей именно Поважья, а не «юга Архангельской области». И это понятно всем.
Выскочка без роду без племени или Просто посмотрите на карту
Котлас, в семье древних, исконно русских, северных городов с многовековой историей, таких как Вельск, Шенкурск, Каргополь, Сольвычегодск, является лилипутом-самозванцем. Это как бездомный сорванец без роду без племени, случайно затесавшийся в благородное общество благодаря счастливому эпизоду – нашел золотой червонец в пустом горшке… Или как внезапно разбогатевший купчишко-торгаш, спекуляцией набивший мошну и, как любой нувориш-новообращенный, изо всех сил стремящийся в дворянское сословие. Если бы не сталинские пересыльные лагеря, не строительство железнодорожной ветки и не ЦБК в Коряжме, никто и не знал бы о существовании этого самозванного «райцентра». Это поселение вообще не имеет никаких (не говоря уже о глубоких) ни административно-политических, ни историко-культурных, ни торгово-экономических традиций в летописи Русского Севера. Котлас, возникший по воле большевиков в проклятом 1917-м, до сих пор производит впечатление агломерации трех, сросшихся территориально, чисто совет-ских, бескоренных поселков, так и не ставших единым городом в полном и традиционном смысле этого слова. Этот населенный пункт, находящийся на отшибе, на крайнем востоке Архангельской области, заведомо проигрывает и по своему географическому положению. Просто так повелось с «легкой руки» чиновников Архангельска – они понятия не имели, где юг, а где восток их области, и потому одновременно называли «центрами южных кустов» и Вельск, и Котлас… Так что ж нам повторять за ними эту глупость, если можно просто посмотреть на карту?..
Берем пример с Архангельска
Противники объединенного Поважья к каким только доводам не прибегали, чтобы отодвинуть в сторону патриотическую идею. Не знали, за что уже и ухватиться, доходило до смехотворных замечаний… Кто-то договорился до того, что еще губернатор Анатолий Ефремов называл Вельск «южными воротами региона», и в соответствии с его высказываниями, учитывая губернаторскую позицию, на трассе М-8 строились посты ГАИ… И все же надо как-то попытаться примирить две почти непримиримые точки зрения. К примеру, можно отнестись к реализации проекта «Южная столица Архангельской области» не как к политическому, а к чисто экономическому мероприятию. Судя по словам чиновников, их вовсе не вельский патриотизм и не гордость за родной край вдохновляют, а вполне меркантильные, финансовые, хозяйственные вопросы – развитие социальной инфраструктуры района, инвестиций и т. д. Они вовсе не думают о статусе «столицы», их волнуют гораздо более прозаические темы. И пусть. Только не надо припутывать сюда политику, выдумывать какой-то «альтернативный» Важскому краю лже-региончик – «южную часть Архангельской области». Сам Архангельск ведь не называет себя центром «северной части», а именно «столицей Поморья». Хотя, как декларируют коллеги патриотического движения «Поморское возрождение», территория Поморья включает в себя не только части Карелии и Мурманской области, но даже и некоторые прибрежные районы Скандинавии. Что ж, теперь Архангельску отказаться от звания «поморской столицы»? Так почему же славный Вельск, гораздо более древний, чем Архангельск, не имеет права на свое исконное звание «столицы Поважья»? Это наша история и одновременно наше будущее – будущее самодостаточного и свободного, самобытного и независимого региона Русского Севера. Это наш долг перед прошлым, не отдав который, невозможно двигаться вперед. Интеграция политической, экономической и культурной жизни районов Важской области, вне зависимости от их нынешней (временной) административной принадлежности, – есть единственно возможный путь развития нашей родины в XXI веке.
|