Из журналистского архива Николая Прокофьева – специально для Общественного сайта Архангельской области (ОСА) – АрхСвобода.
(посвящается нынешним взаимоотношениям губернаторов Архангельской области и Ненецкого Автономного Округа)
Когда в зале архангельского автовокзала появилась группа пьяно покачивающихся молодых людей, народ начал усиленно делать вид, что ничего не замечает. Те же принялись жизнерадостно приставать к молодым женщинам и девушкам. Довольно быстро нашлись защитники представительниц слабого пола, и на пути разнузданного коллектива встали четверо отважных юноше, правда, тоже бывших на хорошем взводе. Поэтому все дальнейшие события следовали нормальной для пьяных мужиков логике - прямо посреди зала ожидания началась изумительная по безобразию драка с криками, визгом, мордобитием, и подзадпинанием.
Благодаря полубессознательному состоянию неумелых драчунов, кровавых последствий не наблюдалось. Все ее участники поочередно падали, вставали и, как своеобразные "ваньки-встаньки", постепенно скатывались к одинокому вокзальному киоску. В конце концов, и уперлись в него, звеня битым стеклом и отчаянно, подобно ветряным мельницам, размахивая руками. Для вящего антуража не хватало только какого-нибудь автовокзального Дон Кихота. И он вскоре появился.
Это был местный и очень мужественный охранник. С газовым пистолетом наперевес он бросился в гущу событий. Но обычного газовика явно не хватало для разгона этого несанкционированного безобразия. К тому же слабосильный иноземный "маузер", столкнувшись с неформальными приемами национальной русской драки, просто сломался о чью-то голову. Тогда еще никто не подозревал, что на подходе куда более мощное - по своему газовому составу - средство.
И тут произошел тот самый эксцесс, о котором участники и очевидцы тех событий еще долго будут вспоминать с содроганием. Одним словом, пока драка двигалась к финалу, некие эксклюзивные массы внутри одного из "бойцов" двигались тоже. И когда их обладатель слегка поднапрягся, очевидно пытаясь поднять руку для очередного молодецкого удара, из темных недр кучи-малы донесся звук, от мощи которого испуганно заметались голуби за окном автовокзала. Недаром ученые утверждают, что птицы первыми реагируют на отравляющие газы или надвигающееся землетрясение.
Через мгновение группа дерущихся быстро прекратила процесс мордобития и с нецензурными криками заметалась в поисках выхода. А по залу начало распространяться невидимое, но с ног сшибающее газовое облако с запахом страшной силы. Народ, на глазах синея лицами и опрокидывая скамейки, стал стремительно рассасываться. Казалось, сейчас наступит финальный катаклизм. Но в этот момент распахнулись двери, и - вместе со спасительной струей свежего воздуха - появились стражи порядка.
Эх, противогазы нужно было брать! - морщились они, волоча тела участников драки к машинам. Сзади отчаянно ругался отважный охранник. Он судорожно теребил сломанный пистолет, пытаясь все-таки выстрелить из него, чтобы хоть как-то перебить омерзительный злой дух, воцарившийся в зале. Нужно заметить, что вокзальным ожидальцам и охраннику достались еще цветочки.
Какого же было несчастным стражам порядка, в машину которых попали сами дурнопахнущие "ягодки"! С перекошенными лицами, по переносицу зарытыми в собственные мундиры, они везли драчунов для разбирательства.
А что же те?.. Пятнадцать суток, маячившие впереди, казались им раем по сравнению с атмосферой "стакана" (отделение в салоне милицейской машины для задержанных. - Авт.), где скромно сидел и сам источник специфического аромата.